РУ БЕ EN

СППС

График работы педагога-психолога

График работы

педагога-психолога

Алалыкиной Ксении Сергеевны

 

Понедельник

8.00-17.00

перерыв для отдыха и питания

13.00-14.00

(2, 4 понедельник месяца)
Вторник

8.00-17.00

перерыв для отдыха и питания

13.00-14.00

Среда

8.00-17.00

перерыв для отдыха и питания

13.00-14.00

Четверг

8.00-17.00

перерыв для отдыха и питания

13.00-14.00

Пятница

8.00-17.00

перерыв для отдыха и питания

13.00-14.00

Суббота

8.00-17.00

перерыв для отдыха и питания

13.00-14.00

(1,3 суббота месяца)
Воскресенье выходной день

 

Индивидуальные консультации для педагогов

Индивидуальные консультации для учащихся

Индивидуальные консультации для родителей

 

 

 

Понедельник

10.00-11.00

Среда

10.00-11.00

Вторник

15.00-16.00

 

 

 

Четверг

15.00-16.00

Пятница

15.00-16.00

Суббота

10.00-12.00

свернуть

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования

1. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования в системе функционирования учреждений образования

1.1  Общие положения об организации работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования

     В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (далее - Положение) в учреждении образования создается социально-педагогическая и психологическая служба (далее - СППС). Объединение специалистов в СППС направлено на интеграцию и координацию их деятельности, повышение результативности  социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства.

     На основании Положения учреждения образования разрабатывают и в установленном порядке утверждают свое Положение о СППС.

     СППС учреждения образования создается, реорганизуется и ликвидируется приказом (распоряжением) руководителя учреждения с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.

     В условиях функционирования СППС учреждения образования должны вырабатываться и реализовываться стратегия и тактика разрешения актуальных проблем детей и учащейся молодежи.

     Состав СППС учреждения образования определяется в соответствии с п.10 главы 3 Положения. Специалистами службы являются, прежде всего, педагог социальный и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в состав СППС учреждения образования могут быть включены педагог-организатор, дефектолог, медработник, юрист, методист.  Содержание работы этих специалистов в составе СППС учреждения образования определяется их должностными обязанностями.

     Общее руководство деятельностью СППС учреждения образования осуществляется в соответствии с п.4 Положения руководителем учреждения образования. Заместитель руководителя по воспитательной работе координирует и направляет деятельность СППС.

     Из числа наиболее опытных специалистов СППС руководителем учреждения образования может назначаться специалист, ответственный за ее работу. В обязанности ответственного специалиста входит непосредственная организация деятельности СППС.

     Координацию деятельности педагогов социальных и педагогов-психологов СППС учреждения образования по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями в соответствии с п.27 Положения осуществляют социально-педагогические центры (далее - СПЦ), которые оказывают им организационную и методическую помощь.

     До планирования работы на очередной учебный год необходимо провести районные (городские) совещания СППС с участием специалистов СПЦ, на которых должны быть определены приоритетные направления деятельности СППС учреждений образования, их взаимодействие.

     Специалисты СППС учреждения образования участвуют в работе районных, городских (областных) методических объединений.

     Управления (отделы) образования  обеспечивают координацию деятельности СППС учреждений образования  по всем направлениям работы службы с учетом особенностей региона.    

     На работников СППС распространяются правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

     Распределение рабочего времени по направлениям деятельности педагога социального, педагога-психолога и других специалистов СППС осуществляется на основании их должностных инструкций и планов работы. Графики работы специалистов СППС утверждает руководитель учреждения образования.

     Информация о работе специалистов СППС учреждения образования должна систематически доводиться до сведения учащихся, их родителей, педагогов. Для этого целесообразно использовать информационные стенды в учебных кабинетах и общих коридорах, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для родителей, встречи с учащимися в классах и группах.

1.2. Распределение рабочего времени

педагога социального, педагога-психолога 

      В пределах 40 часов рабочего времени в неделю специалисты СППС самостоятельно планируют свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик педагога социального и педагога-психолога (утверждены постановлением Министерства труда от 28.04.01 г. № 53). Работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время согласовывается с руководителем учреждения образования.

1.3. Примерное содержание деятельности СППС учреждения образования

     Основными направлениями деятельности СППС учреждения образования являются: диагностика (исследование, изучение), профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей.

     Педагог социальный изучает условия развития воспитанников (учащихся, студентов) в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей. Педагогу социальному важно ориентироваться во всех как положительных, так и отрицательных факторах воздействия на детей, учитывать их в работе с ребенком, группой, коллективом.

      Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности ребенка, ее возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенностей детско-родительских отношений   и др.

      Консультативная помощь специалистами СППС учреждения образования оказывается участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников. Т.е. широкий спектр.

     Одно из важнейших направлений социально-педагогической и психологической работы – профилактика и просвещение. Оно предполагает проведение мероприятий по устранению, предупреждению причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии детей, формированию установок на здоровый образ жизни, сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.

     Методическая работа сотрудников СППС предполагает изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в работе методических объединений, семинаров, конференций; разработку методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты детства; накопление методических материалов.

     В процессе разработки и реализации комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи, коррекции, реабилитации и развития педагог социальный оказывает социально-педагогическую коррекционную помощь детям. Совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью он организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном объединениях. При этом особое внимание уделяется использованию воспитательного потенциала микросоциума, влиянию на поведение детей и учащейся молодежи, а также действия и поступки взрослых. Педагог социальный ведет просветительскую работу среди родителей, родственников по вопросам воспитания детей.

     В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального,  родителей,  а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в  коррекционной поддержке, мотивирует учащихся и их родителей на посещение  коррекционных мероприятий, направляет учащихся  на  консультации или в коррекционные группы,  работающие в региональных  центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т. д.   Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных). Проводит коррекционно-развивающую работу в классах, ориентированную  на коррекцию межличностных отношений, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов  и т. п.)   через систему больших  психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

     В то же время  у педагога социального и  педагога-психолога существует ряд самостоятельных направлений деятельности, связанных с профессиональной спецификой и функциональной загруженностью. Так, для педагога социального такими направлениями являются: прогностическое, охранно-защитное, организаторское.

     Прогностическая работа социального педагога включает участие в создании региональных (локальных) программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума, целевых комплексных программ по работе с детьми, молодежью, родителями.

     Охранно-защитная деятельность педагога социального направлена на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законом Республики Беларусь. Одним из аспектов работы является нейтрализация антипедагогического воздействия на ребенка, обучение его способам самозащиты. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на загрязненных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС и др.)

     Организаторская деятельность  педагога социального включает участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности.

     Для  педагога-психолога самостоятельным профессиональным направлением  деятельности является психологическое обеспечение управленческих процессов, предполагающее проведение мониторинговых исследований социально-психологического климата в коллективе педагогов,  продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя - ученики.

     Совпадения и различия в направлениях работы педагога социального и педагога-психолога учитываются при организации работы специалистов, СППС в целом, их взаимодействии, а также при планировании работы СППС и выборе формы плана работы.

2. Особенности функционирования СППС

в различных учреждениях образования

     Основные усилия СППС учреждения образования должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников (учащихся, студентов), сохранение и укрепление их здоровья,  предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения, создание благоприятного климата в учреждении образования и окружении. Вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса – главное в работе СППС. Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования будут определяться типом учреждения, вытекать из Положения об учреждении, обозначаться в образовательной программе учреждения на ближайшую перспективу. Различие будет прослеживаться в содержании работы специалистов СППС. Необходимо учитывать и то, что на разных этапах (ступенях) образования содержание работы социально-педагогической и психологической службы имеет специфические особенности.

Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего  образования

     Работа СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего  образования, должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации пси­хического развития учащихся, пре­дупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.

     От специалистов СППС школы требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса. Ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой – предмет оказания службой комплексной помощи.

     Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются: в начальной школе - определение  готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию  способностей и склонностей; в базовой школе – обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников; в старших классах школы – это оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.

     Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просвещение, где на первый план выступает развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, родителей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей.

     Основным содержанием просветительской работы СППС для педагогов школы должно стать проведение психологического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учениками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении пе­дагогического диагностирования.

     Просветительская работа педагога-психолога, как и педагога социального,  осуществляется в интерактивной форме (на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях и классных часах). Специалистами СППС возможно использование и таких форм работы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, работа общественной приемной, групповые консультации и т.п.

свернуть

Рекомендации для родителей особенных детей

  1. Обеспечить ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомить его с окружающим миром.
  2. Не ругать детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без этого низкую самооценку.
  3. Стараться побуждать интерес ребенка к изобразительной деятельности, дать ему краски, карандаш, бумагу, пластилин. Конечно, он может испачкать ковер или стены, но психическое здоровье детей намного важнее вещей.
  4. Описывать ребенку предметы окружающие его, просить сравнить их величину, форму, цвет, употреблять больше сравнительных прилагательных ("больше", "меньше", "тоньше", "толще" и т.п.)
  5. Не фиксировать внимание учащегося на оценке, и тем более не наказывать дома за то , что "учительница жалуется". Постараться наладить контакт с учителем, рассказать ему об особенностях сына или дочери, попытаться разработать совместную стратегию обучения.
  6. Не утомляя ребенка, стимулировать его познавательную активность, используя развивающие игры: мозаики, лото, лабиринты.
  7. Не оценивать неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремится к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на взгляд взрослых, критериям.
  8. Быть внимательным к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое состояние, часто это объективные показатели трудности учебы.
  9. Родителям необходимо наладить тесный контакт с учителем-дефектологом класса. Принимать участие в составлении индивидуального плана обучения своего ребенка, при этом учитывать отражает или учитывает программа сильные и слабые стороны личности ребенка, определены ли близкие и далекие цели.
  10. Знакомиться с программами специальных школ, чтобы осознанно участвовать в коррекционной работе.
  11. Интересоваться вопросами воспитания и обучения своего ребенка.
  12. Как можно чаще посещать школу, поддерживать постоянный контакт с педагогами, работающими с родителями.
  13. Расширять социальный опыт ребенка.
  14. Хвалить ребенка так, чтобы он знал, за что его хвалят.
  15. Развивать у ребенка самостоятельность, уверенность в достижении цели.
  16. Оберегать ребенка от конфликтов и речевых нагрузок. 

 

Родительские заповеди

  1. Не угрожайте Хуже всего, когда от бессилия мы, родители, начинаем действовать угрозами, зная, как найти уязвимое место у ребенка. В зависимости от характера, реакцией вашего сына или дочери на страшные обещания «наказать, лишить, не пускать, отобрать...» будет либо страх, либо справедливое чувство протеста.
  2.  Подскажите выход Выход из ситуации, когда ребенок не подчиняется, довольно прост: не будьте категоричными в своих требованиях, дайте ему возможность выбора. Не унижая, подскажите ему, как следует поступить. Подтекст вашего поведения должен быть таким: «У нас проблема (мы оба это понимаем). Давай попробуем ее разрешить.» Не забывайте: тот, к кому с детства относились, как к равному, вырастает самостоятельным, ответственным и уж никак не забитым человеком. 
  3.  Будьте последовательными Летом «загнать детей на ужин» — целая проблема. Если вы хотите, чтобы они приходили домой вовремя, не стоит сотрясать воздух, лучше твердо скажите, что после семи часов ужина они не получат.  Будьте готовы к тому, что они... предпочтут свободу и голодный желудок.
  4.  Умейте объяснить, чего вы хотите Как внушить пятилетней шалунье, чтобы она вела себя при гостях потише?  Заранее договоритесь с ней об этом. Объясните, что гости могут подумать, что никто им не рад, и, пожалуй, уйдут домой, если им все время будет мешать маленькая хозяйка.
  5.  Старайтесь общаться с детьми в спокойном и доброжелательном тоне Вы быстрее добьетесь своего, если спокойно скажете сыну: «Давай-ка поторопимся! Как только закончим дела, пойдем в парк. Ты убери свою комнату, а я за это время посуду перемою...»
  6.  Учитывайте ситуацию Иногда мы хотим от детей слишком многого, забывая о том, что их непоседливость естественна. После школьных занятий и приготовления уроков вы вряд ли сможете удержать сына на стуле в течение вечера, даже если будете одергивать его.  Ему надо разрядиться, сдерживать его бесполезно.
  7.  Понять - значит... Не стоит завышать планку родительских требований, они должны быть разумными. Нельзя прощать серьезные проступки, это бесспорно (опять же криком и в этом случае вы вряд ли поможете), но и придираться по пустякам не стоит!  Уж кого, как не собственное чадо, надо уметь понять, и не спешить вершить домашний суд.  Может быть, у вашего сына слишком много нагрузок, и у него просто не хватает времени разобраться в ящиках письменного стола?  Но уж в каникулы проследите, чтобы он это сделал. Можно начать уборку вместе: это выбрасываем, это еще пригодится, а что это у тебя здесь?  Будьте уверены, дальше он разберется сам, а принцип вы ему подсказали. Конечно, жизнь есть жизнь, и настроение у нас, взрослых, бывает подчас совсем не радужным. Если вы в сердцах повысите голос на ребенка и это будет редким исключением из правила, — не беда.  Главное — не скатиться до ежедневных придирок. Кроме того, нелишне вспомнить о том, что возвращается не только добро...  Если вместо разумных требований вы привыкаете добиваться послушания, грозя и наказывая, то это может больно аукнуться невниманием и полным равнодушием выросших и с облегчением избавивших от вашей опеки детей. И тогда поздно будет спрашивать — в кого они...

 Памятка для родителей ребенка с ОПФР

Все люди разные. Одним «медведь на ухо наступил», у других «память дырявая», у третьих — нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой… — и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Помните, что:

  • Дети с особенностями не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для такого ребенка его состояние естественно. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это — основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Предоставляйте «особому» ребенку возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним — но не вместо него!
  • Дети с ОПФР дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь…  Не упускайте эти возможности, не прячьте их, не прячьтесь от них!
  • Все люди на планете с одинаковыми закономерностями развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Родители, воспитывающие детей с особенностями, преодолевайте страх и отчаяние, не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает, определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких.  Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов — типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными  проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите себя и не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ,

ПОМНИТЕ — С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ — НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ — ОСОБЫЕ     ДЕТИ.

 

 

свернуть

Насилие в семье

Профилактика насилия над детьми

РЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

 Глава 20 Уголовного Кодекса Республики Беларусь

Статьи 166-170 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 

 Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, -наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. 

 Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168настоящего Кодекса, - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

  1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего  (несовершеннолетней), - наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Согласно статье 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за следующие преступления: изнасилование (статья 166) и насильственные действия сексуального характера (статья 167);

Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

Алгоритм информирования по насилию над детьми

Буклет "Научите детей видеть ложь"

ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!

 СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!

ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

(8017)-2290848

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте  «kids.pomogut.by»

свернуть

Профилактика наркомании

Проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (далее - наркотики) была, есть и будет еще долго оставаться одной из важнейших глобальных мировых проблем, для которой не существует территориальных, национальных или иных границ.

Именно по этой причине Республикой Беларусь принимались и будут приниматься все возможные меры, направленные на пресечение каналов поступления наркотиков и противодействие их незаконному потреблению и распространению на территории государства.

Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ

Видеоролик "Я думал, ничего за это не будет!"

Видеоролик "Сделай правильный выбор!"

Буклет "Стоп spice"

свернуть

Профилактика суицидального поведения

Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями. Имеющиеся данные показывают, что каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян. Суицидально опасными являются три возраста: юношеский (15 – 24 года), средний (45 – 50 лет) и старческий – после 70 лет. Суицид рассматривается как ведущая причина смерти не только в Республике Беларусь, но и во всех странах мира.

Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти, а в подростковом возрасте он представляет собой значительно большую проблему. Суициды обусловливают примерно 12 % обшей летальности в детско-подростковой возрастной группе. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором - третьем месте среди причин смерти.

По мнению психологов, в 10 % случаев суицидальное поведение ребенка имеет цель покончить с собой, в 90% – суицидальное поведение подростка – это стремление привлечение к себе внимания. Иногда эти попытки ребенка привлечь к себе внимание взрослых таким страшным образом заканчиваются «благополучно» и не выходят за границы домашнего круга, оставаясь вне поля зрения специалистов. Следует отметить, что среди подростков и юношей у 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Так среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы.

Основные понятия и классификация суицидального поведения

 

Под суицидом понимаются два разно-порядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, умышленное лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Не признается суицидом лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемость, дети в возрасте до пяти лет), и в этом случае фиксируется смерть от несчастного случая.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта; в снятии эмоционального напряжения; в уходе от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение — термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь.

Суицидальная попытка или парасуицид – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление

Человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности называется суицидентом.

Существует множество классификаций суицидального поведения, различающим его по причинам, стадиям, мотивам и другим основаниям.

Одна из известных классификаций суицидального поведения представлена в фундаментальном социологическом труде Э. Дюркгейма «Le Suiside» (1897). В своей работе автор показывает, что не существует никакой императивной связи между индивидуальными состояниями, такими как психические болезни, алкоголизм и тому подобных, и суицидом. Э. Дюркгейм выделяет три типа самоубийства: 1) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых человеком обществу; 2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей; 3) «анемическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями.

Типичной социальной причиной так называемого «эгоистичного» самоубийства в социальных обществах является ослабление социальных связей и индивидуальная изоляция. Характерная черта его – меланхолия, парализующая любую деятельность человека. Жизнь для человека лишается смысла, и расстаться с ней ничего не значит. К этому типу относятся самоубийства, совершаемые по религиозным мотивам, или из-за неблагополучных семейных взаимоотношений (например, потеря супруга или ребенка, неудачный брак и др.).

Эгоистическому самоубийству противопоставляется альтруистическое самоубийство. В этом случае для человека индивидуальная жизнь имеет малое значение. Наиболее часто встречаемые мотивы альтруистического самоубийства – желание освободить семью от «лишнего рта» или самоубийства неизлечимо больных, не желающих быть обузой родственникам.

Еще одной разновидностью самоубийств является «анемическое» самоубийство, причиной которого Дюркгейм считал «общественную анемию», которая заключается в слабости социальных барьеров и недостаточном общественном регулировании и контроле. Анемическое самоубийство совершает, как правило, человек разочарованный, доведенный до отчаяния. Это люди, внезапно вырванные из привычных условий, не способные адаптироваться к новым условиям. Например, непризнанные поэты; знаменитости, на которых прошла мода; люди, которые по каким-либо причинам не способны достичь поставленной цели и др. Противоположностью анемического самоубийства является так называемое «фаталистическое» самоубийство, причина которого слишком сильная социальная регламентация и контроль.

Стадии и мотивы суицидального поведения

 

Психологическими составляющими суицидального мышление являются: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения.

Пассивное суицидальное мышление характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти. В целом это стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период наблюдается снижение адаптационных способностей личности, что может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д. Именно тогда начинают формироваться суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. При этом значение таких высказываний, как правило, недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это бывают едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Активной формой суицидального мышления являются суицидальные замыслы, когда продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом). Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Она в своем развитии проходит две фазы: обратимости и необратимости. Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.

Таким образом, суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

Одной из сложных проблем психологии суицидального поведения является анализ его мотивов.

В основе самоубийства лежит социально-психологическая дезадаптация в условиях межличностного конфликта и значительно реже — выражение претензии личности к обществу. В свою очередь, процессы, происходящие в обществе, отражаются на характере межличностных отношений. Как свидетельствует опыт других стран, катализатором учащения суицидов и суицидальных попыток выступает экономическая нестабильность, приводящая к росту нищеты, безработице, усилению преступности, нервно-психических и психосоматических расстройств, ослаблению традиционных семейных связей, социальной апатии масс, отчужденности и пр. Частота самоубийств в обществе рассматривается как индикатор состояния психического здоровья и социального благополучия населения.

Опрос студентов, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, выявил, что в 85% случаев мотивом этого поступка был тот факт, что они больше не видели в своей жизни никакого смысла; при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами и личной жизнью.

Парадокс самоубийства заключается в том, что прекращение жизни наполняется для самоубийцы морально-психологическим смыслом. Если бы самоубийство не обретало смысл, как все другие поведенческие акты, то оно и не было бы убийством себя, т.е. осознанным личностным поступком. При этом детско-подростковые и молодежные самоубийства представляют собой совершенно самостоятельную и весьма серьезную проблему – отчасти потому, что они часто решаются уйти из жизни в результате конфликтов с родителями, учителями, друзьями, сверстниками и возлюбленными. Изучение специфики детско-подростковых и молодежных суицидов позволило ученым выделить пять основных типов личностного смысла их самоубийств: «протест», «призыв», «избежание», «самонаказание» и «отказ».

Смысл суицидов «протеста» заключается в непримиримости ребенка с какой-то ситуацией или явлением, в желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

Смысл суицидов «протеста» заключается в непримиримости ребенка с какой-то ситуацией или явлением, в желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

Суицидальное поведение типа «призыва» направлено на то, чтобы активизировать реакции окружающих, обратить на себя их внимание, вызвать своей смертью их сочувствие, сострадание.

При суицидах «избегания» (избегание стыда, позора, выставления на общее обозрение, общее посмешище, наказания или страдания),– смысл заключается в устранении себя от непереносимой угрозы чувству собственного достоинства.

«Самонаказание» можно определить как протест ребенка во внутреннем плане при своеобразной оппозиции двух «Я» – «Я – судьи» и «Я – подсудимого» – внутренний конфликт личности. Причем моральный смысл суицидов «самонаказания» имеет разные оттенки в случаях уничтожения в себе своего же «врага» (так сказать по «приговору судьи») и в случаях «искупления вины» – вины не своего «другого Я», – а собственной, полностью и безраздельно принимаемой.

В суицидах типа «отказа», цель самоубийства и мотив поведения почти совпадают, когда ребенок, отчаявшись противостоять невыносимым с его точки зрения жизненным коллизиям и не находя сил противостоять этому, не видя смысла своего дальнейшего существования намеренно уходит из жизни, «подписывая акт о капитуляции».

Одной из сложных задач как для родителей и педагогов, так и для специалистов, является определение мотивов суицидального поведения подростков.

В качестве основных мотивов суицидального поведения специалисты выделяют:

- изоляцию (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Безусловно, выделение этих мотивов далеко не исчерпывает все причинные факторы, обусловливающие суицидальное поведении. Так особенностью детско-подросткового и молодежного возраста является особое понимание смерти, которая не осознается как бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. Отсутствие у детей знания о конечности, необратимости смерти сближает, по мнению ряда исследователей, суицид с несчастным случаем.

В подростковом возрасте представления о смерти больше совпадают с аналогичными у взрослых. Отличительной особенностью данного периода 13 является повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. Чаще это встречается у лиц с высоким интеллектом.

На формирование суицидальных мыслей и совершение суицидальных действий может повлиять ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению ребенка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.

В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. (70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты).

Конфликты с окружающими, выполняют, как правило, роль «последней капли». Поводом к покушению на самоубийство служат неурядицы в различных сферах жизни детей. При этом нечасто удается обнаружить какой-то изолированный, локализованный в одной из сфер жизни суицидальный конфликт. Такие конфликты возникают у детей во всех сферах его жизни, и конфликты эти взаимосвязаны. Наиболее значимы для ребенка конфликты с родителями. Семейные сложности часто создают ситуации, когда ребенок остро переживает свое одиночество.

Одним из ведущих причинных факторов детско-подросткового суицида является школьная дезадаптация, проявляющаяся в неудовлетворительной успеваемости, нарушениях дисциплинарных требований, конфликтных отношениях с учителями и одноклассниками. В условиях стандартных требований, ребенок, обнаруживающий эмоциональные или интеллектуальные особенности, находится под постоянным прессингом школьного режима. Состояние хронической неуспешности, сопровождаемое сниженным настроением, постепенно переходящее в депрессию, нередко формирует суицидальные мысли, в определенный момент реализующиеся в действия.

Не редкостью среди детей и подростков является самоубийство от несчастной (или неразделенной) любви. К отчаянному поступку подростков побуждают переживания ревности, одиночества и потери любимого человека, унизительность измены, насмешки знакомых и близких людей по этому поводу.

Одним из факторов, обусловливающим суицидальное поведение подростка является, склонность ребенка к подражательности своим «кумирам» или известным людям, покончившим жизнь самоубийством.

Сложные ситуации и события, болезненно переживаемые подростками, заставляющие резко переоценивать отношение к жизни и порождающие чувство бессмысленности дальнейшего существования рассматриваются как кризисные состояния. Они характеризуется выраженной аффективной напряженностью, стойкостью отрицательных эмоций, острым чувством собственной несостоятельности, безысходности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой как настоящего, так и будущего, утратой способности планировать свою дальнейшую жизнь. Этому способствуют изменения в познавательных процессах и мышлении, возникающих под влиянием все подчиняющих себе эмоций. На фоне пессимистических представлений и восприятия окружающего наблюдается искажение воспринимаемой информации, затрудняется способность к объективной оценке ситуации. Ощущение неразрешимости ситуации обостряет эмоциональную подавленность, мыслительную растерянность, представление о безысходности своего положения. Исходом из кризиса может быть как благоприятный выход из него (личность приобретает новый жизненный опыт, происходит ее дальнейшая зрелость), так и неблагоприятное развитие событий: в форме возникшего нервно-психического или психосоматического заболевания, алкоголизации, самоубийства.

Основные принципы профилактики суицидов

 

Профилактика суицидального поведения – одна из важных и сложнейших проблем нашего общества. Сочетания микро-социальных (социально-психологических) причин и индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающие суицидальные формы реагирования на психологически трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с учащимися группы риска.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  5. постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  6. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  7. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

- прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

- косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  1. Поведенческие признаки. Подросток может:

- раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

- демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде - стать неряшливым;
  • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

- проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

  1. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

- живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки суицида;

- имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

Родителям можно рекомендовать:

  1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Подготовила врач-психотерапевт О.А. Бабич

 

Самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Парасуицид - несмертельное умышленное самоповреждение. Термин объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий или действий с низкой суицидальной вероятностью.

Типичным перед совершением суицидальной попытки является «Предсуицидальный синдром» - психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях. Предсуицидальный синдром характеризуется: - пассивными суицидальными мыслями - суицидальными замыслами (продумывание способов, времени, места) - суицидальными намерениями (присоединение к замыслу волевого компонента). Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Различают следующие виды суицида:

  1. Демонстративный. Данный вид суицидального поведения не предполагает настоящего намерения лишить себя жизни. Часто попытка совершается с расчётом, что человека успеют спасти. Целью такого поведения могут являться: стремление привлечь к себе внимание, желание разжалобить кого-либо, стремление избежать наказания за что-либо.

Стоит помнить, что даже демонстративная попытка может, в силу особых условий (неосторожность, стечение обстоятельств), завершиться смертельным исходом.

  1. Аффективный. При таком типе поведения суицидальная попытка совершается на высоте аффекта (эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся высокой интенсивностью), который может продолжаться от нескольких секунд до нескольких часов.
  1. Истинный. О таком виде суицидального поведения можно говорить, когда имеется действительное, постепенно вынашиваемое желание покончить с собой.

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

  • Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. По данным некоторых источников процент достигает 30%.
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
  • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
  • суициды в семье
  • алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод.

Распознавание суицида: профилактика

Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» — восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.

Признаки готовящегося суицида:

Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает пациента к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом больному видится суицид – окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.

Истинному суициду предшествует подготовительный период. Обычно продолжительность этого периода составляет несколько суток, реже пациенты вынашивают намерение покончить с собой в течение нескольких лет. В это время больные обдумывают сложившуюся ситуацию, анализируют события, подтолкнувшие их к решению покончить с собой, и рассматривают возможные последствия суицида. Пациенты выбирают способ ухода из жизни, определяют способ, время и место, планируют последовательность действий.

За обдумыванием и планированием следуют практические действия по «приведению в порядок» своей жизни. Больные, спланировавшие суицид, раздают долги, убирают квартиру, сортируют документы, пишут завещание, просят прощения у врагов, наносят визиты друзьям, дарят окружающим какие-то ценные вещи на память. Пациенты становятся спокойными и умиротворенными, отрешенными от существующей реальности. Такое изменение поведения, особенно при наличии тяжелых неразрешенных проблем, ранее вызывавших ярость, чувство беспомощности и другие подобные переживания, можно рассматривать в качестве своеобразных маркеров готовящегося суицида.

Больные нередко оставляют предсмертные записки, в которых объясняют причины суицида, просят прощения или обвиняют кого-то в своем уходе из жизни. Непосредственно перед самоубийством многие пациенты принимают душ, совершают акты мочеиспускания и дефекации и надевают чистую одежду. Некоторые создают условия для своевременного обнаружения тела – дают знакомому ключи от квартиры, просят зайти в определенное время, не закрывают дверь и т.д.

Деятельность по профилактике суицида должна быть сфокусирована на следующих направлениях:

  1. круглосуточная неотложная телефонная помощь;
  2. образовательные программы для населения, направленные на знание признаков кризисного состояния и возможного суицида у себя и близких;
  3. образовательные программы для медицинских работников, направленные на знания признаков суицидоопасных состояний (скрытые депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство, наркологические заболевания);
  4. активное выявление и наблюдение за лицами из группы суицидального риска (особенно за совершившими суицидальные попытки, прямо или косвенно угрожающими совершить суицид);
  5. психологическое консультирование населения (возможно анонимное);
  6. кризисные центры, в которых будут осуществляться психотерапевтические и реабилитационные программы;
  7. поддерживающая терапия, для прошедших реабилитацию;
  8. преемственность между различными специалистами, работающими с данной проблемой
  9. создание групп само– и взаимопомощи;
  10. снятие табу с темы смерти.

Терапевтическая тактика определяется, прежде всего, психическим состоянием клиента. Если в основе суицида лежат психотические (психопатологические) механизмы, то терапевтические мероприятия направлены на патогенетическое лечение основного заболевания. Кризисная психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах.

Основными задачами кризисной терапии являются:

  1. Кризисная поддержка, включающая:
  • установление терапевтического контакта
  • раскрытие суицидоопасных переживаний
  • мобилизацию психологических механизмов защиты
  • заключение терапевтического договора.
  1. Кризисное вмешательство, включающее:
  • рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы
  • выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса
  • коррекцию неадаптивных установок
  • активизация терапевтической установки
  1. Расширение адаптивных возможностей
  • тренинг неопробованных способов адаптации
  • выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установо

 

свернуть

Рекомендации социального педагога учащимся

Правовой уголок школьника

В целях предупреждения посягательств на жизнь, личную и имущественную безопасность несовершеннолетних необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • не вступать в контакт с незнакомыми лицами, предлагающими за угощение совершить совместную прогулку, подвезти куда-либо на машине;
  • не открывать незнакомым, пытающимся войти в квартиру под предлогом: воспользоваться вашим телефоном, туалетом, попить воды, перепеленать ребенка, взять ручку или бума­гу, чтобы написать записку соседу, и т.п.;
  • не выходить на улицу в темное время суток без сопровождения взрослых;
  • не оставлять личные вещи, ценности без присмотра на улице, во дворах, театрах, дискоте­ках, домах культуры и других местах.

Помните, что вы несовершеннолетний

При задержании вы можете не подписывать документы без присутствия взрослых.

Попросите работников правоохранительных органов пригласить родителей, родственни­ков или представителя школы для выяснения создавшегося конфликта.

В протоколе задержания кроме анкетных данных и точного времени (до минуты) задер­жания должна быть указана статья УК, на основании которой вас задержали. Здесь долж­ны быть объяснения того, кто вас задержал, могут быть и ваши объяснения.

Отсчет задержания идет от времени (в часах и минутах), указанного в протоколе задер­жания или обыска, поэтому на них обратите особое внимание. Если время указано не точно, то отметьте это в протоколе или объяснении.

                                 Это должен знать каждый

Закон называет два типа задержаний:

  1. Административное задержание — не более чем на три часа гражданина можно задер­жать по подозрению в административном нарушении.
  2. Уголовно-процессуальное задержание — до 72 часов гражданина можно задержать по подозрению в преступлении.

При задержании гражданину надо вести себя сдержанно, понимая, что работники пра­воохранительных органов находятся при исполнении своих обязанностей. Если вы отказы­ваетесь предъявить документы милиционеру или пройти в отделение, то вас за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции можно аре­стовать (административно) на 15 суток.

Если вы оказали сопротивление милиционеру, то по статье за «сопротивление работни­ку милиции или дружиннику» можете быть лишены свободы. Угрозы и насилие по отноше­нию к ним могут увеличить этот срок до 5 лет. Уголовная ответственность предусмотрена и за публичное оскорбление представителя власти.

Важно помнить, что вашу вину нужно доказать. Поэтому после стычки с представите­лями власти требуйте внести в протокол фамилии ваших свидетелей (ими могут быть родст­венники и друзья).

Задержать по подозрению в административном правонарушении (например, в том, что вы злостно помяли клумбу) в отделении милиции вас могут не более чем на три часа. По­этому важно потребовать составить протокол задержания, в котором точно будет указано время задержания. По просьбе лица, задержанного за совершение административного пра­вонарушения, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по мес­ту работы или учебы.

Через три часа после задержания вас должны отпустить или предъявить постановление судьи об административном аресте — до 15 суток.

Уголовно-процессуальное задержание (до 72 часов) возможно, если:

  • вы будете застигнуты при совершении преступления или непосредственно после его совер­шения;
  • очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на вас как на лицо, совершившее пре­ступление;
  • на вас или на вашей одежде, при вас или в вашем жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При других подозрительных фактах вас могут задержать, если вы собирались бежать или ваша личность не установлена.

  Азбука безопасности 

В нашей жизни часто возникают различного рода происшествия и экстремальные ситуации, которые требуют максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценивать происшедшее и выбирать наиболее эффективный способ защиты, спасения, выживания.

В первые минуты экстремальной ситуации под действием страха, неожиданности, паники, в состоянии аффекта человек действует рефлекторно, на уровне подсознания. Главными причинами таких действий в большинстве случаев является, во-первых, неожиданность, а во-вторых, неготовность, то есть незнание мер противодействия. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что число жертв среди населения, знающего правила действий при ЧС и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, бывает на 35–40% меньше, чем среди населения, не владеющего этими навыками. Поэтому важно знать основные принципы безопасности, которые гласят, что необходимо:

- ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

- ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО И ЧЕТКО БОРОТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО.

- АКТИВНО (ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ) ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ И САМОМУ ЕЁ ОКАЗЫВАТЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ.

свернуть

Рекомендации социального педагога родителям

Ответственность родителей за воспитание детей

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка (Закон РБ «О правах ребенка»)

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Статья 18. (Конвенция ООН о правах ребенка)

  1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
  2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
  3. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 174. Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (УК РБ)

ч.1. уклонение родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи, либо средств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, -

       наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничение свободы на срок до 3-х лет

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя (УК РБ)

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора или необходимой помощи, повлекшее существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, -

     наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничение свободы на срок до 3-х лет.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей (КоАП РБ)

ч.1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста,-

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

ч.2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение,-

влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20  базовых величин.

Уважаемые родители!

У нас с Вами одна цель – достойное образование Вашего ребенка. Мы с Вами делаем одно дело, поэтому не забывайте:

  1. Создавать условия для посещения ребенком  уроков и внеклассных мероприятий.
  2. О причине пропуска занятий сообщать заранее.
  3. Обеспечивать ребенка всем необходимым для занятий.
  4. При возникновении проблемы оперативно сообщать об этом учителю для принятия конструктивного решения.
  5. Стараться посещать родительские собрания.
  6. При необходимости беседы с учителем согласовывать день и время прихода в школу

Помните! Только сотрудничество школы и семьи может дать плодотворные результаты.

свернуть

Листовки, памятки, буклеты

Интернет-ресурсы: